Здравствуйте уважаемые читатели, сегодня я расскажу Вам о таком замечательном фото-аксессуаре, как градиентный фильтр, который обязательно должен быть у каждого фотографа, снимающего красочные пейзажи.
Прежде всего, давайте разберемся, что это за светофильтр и когда его уместно применять. Всем, кто хоть раз посещал интернет-магазин фототехники, или наблюдал за тем, как фотографируются замечательные пейзажи профессиональными фотомастерами, наверняка обращали внимание на непонятные элементы, насаженные на переднюю линзу фотоаппарата, наполовину окрашенные в темный цвет, другая половина которых абсолютно прозрачная. На первый взгляд использование этой вещи в повседневной съемке людей – абсолютно бесполезно. Лицо человека будет темным, а вся остальная фигура будет более светлой. И действительно эти стеклышки никогда не применяют для модельной фотосессии.
Если вы попробуете на автоматическом режиме сфотографировать природные красоты широких полей или горных ландшафтов, то вы увидите, что вместо голубого неба с кудрявыми облаками на картинке будет сплошное белое пятно с голубоватым оттенком. Так, получается, из-за того, что разница между экспозицией неба и окружающего ландшафта составляет целых 5, а в некоторых случаях и 8 единиц. Самостоятельно фотокамера способна компенсировать разницу в 2-3 единицы, однако этого недостаточно. На помощь электронике приходит градиентный фильтр, который снижает интенсивность светового потока в своей затемненной части и никак не изменяет ее там, где он бесцветный. Благодаря такому приему разница экспозиций сводится практически до нуля и на фотоснимке прорисовываются и детали светлого неба, и все элементы окружающего пейзажа.
Теперь давайте разберемся с тем, какие бывают описываемые фотографические товары. Самым универсальным и простым считаются навинчивающиеся светофильтры. Их проблема заключается в том, что линия разделения окрашенных участков проходит строго посередине кадра. Поэтому, чтобы следовать правилу третей, вам обязательно придется производить кадрирование фотографии и удалять либо нижнюю, или верхнюю части фотокарточки, чтобы линия горизонта располагалась не строго по центру. Профессионалы практически никогда не используют эти стеклышки.
Фотографы-пейзажисты обычно используют квадратный градиентный фильтр, который крепится на специальную насадку перед объективом фотоаппарата. На первый взгляд, на таких квадратных стекляшках переход от затемненного, к прозрачному участку также проходит строго посередине. Однако благодаря уникальной системе крепления, перевернув квадрат на 180 градусов, фотомастер получает возможность лишь немного опустить светофильтр, темной стороной вниз, проявив на фотографии только узкую полоску небосвода до горизонта, находящегося в верхней трети композиции.
Очень часто описываемый аксессуар окрашен в нейтрально-серый цвет, но, при желании, можно отыскать и цветные стекляшки с плавным переходом между разукрашенной и прозрачной частью. Такие насадки, зачастую, используют для создания определенной атмосферы в кадре. К примеру если вам нужно дополнительно подчеркнуть желтизну заката используется оранжевая насадка, для морской темы интересно смотрится голубой градиент. Для лесной темы – зеленый.
Если вы думаете, что сможете заменить описываемый аксессуар эффектами в графическом редакторе, то вы сильно ошибаетесь, поскольку если небосвод будет засвечен, то, сколько вы его не затемняйте, никаких деталей в виде пушистых облаков на нем не появится.